Лекция в НГЛУ
14 марта 2025 года в Нижегородском государственном лингвистическом университете состоялась лекция в рамках сотрудничества между вузами Нижегородской области и Нижегородской епархии.
Студенты высшей школы международных отношений НГЛУ в рамках учебного процесса слушали специалиста Отдела по взаимодействию с высшей школой Нижегородской епархии и куратора Приокского благочиния Дмитрия Строганова по теме: «Межконфессиональные конфликты в системе современных международных отношений».
В ходе занятия ребята узнали:
Кто, когда и как ввел термины «социальный», «конфессиональный» и «религиозный» и «идеологический» конфликты?
Как рассматривают и определяют понятие «межконфессионального конфликта» современные российские социологи, историки и сектоведы?
Далее повествование вошло в историческое русло:
Был ли религиозный оттенок и войн времен Древнего востока?
Какова специфика языческого восприятия войны и «чужих» богов?
Была ли в языческом мире идентификация «свой-чужой» по религиозному принципу?
Почему монотеизм иудеев изменил сложившуюся систему на Ближнем Востоке и не только?
Почему в некоторых книгах Ветхого Завета упоминается правило «херема» и почему древние евреи были столь не толерантны к языческим культам и народам в целом?
Что такое «священная амнезия» и «культура забвения»?
Чем опасны религиозные тексты с упоминаниями насилия и жестокости?
Как соотносятся Ветхий и Новый заветы по вопросу войн, насилия и прочего?
Как в Византии относились к военным действиям?
Как при императоре Ираклии появилось понятие «священной войны» у христиан?
Как формировался Коран, и в каких сурах там встречаются указания войны, «стихи гнева» и прочее?
Далее речь шла о религиозных война реформации, и войнах эпохи Великих географических открытий, как и почему европейцы оправдывали свои военные преступления Библией? И на какие сюжеты они ссылались?
Откуда берутся «новый Ханаан» и «новый Израиль»?
Почему в сложные переходные периоды истории всегда оживляются радикальные религиозные движения?
И наконец, был разбор современной карты межрелигиозных и межконфессиональных конфликтов: что такое «память о Амалеке» и прецедент «Самсона»? К каким библейским персонажам и образам прибегают современные радикалы? Кого называют «ревнителем из ревнителей»? Почему многие израильские системы вооружений называются библейскими терминами?
И конечно сами конфликты: от исламского фундаментализма в средней Азии и Африке до Косово и Северной Ирландии.
Студенты остались под большим впечатлением и многие подходили с вопросами после лекции!
Благодарим администрацию НГЛУ за сотрудничество!