Онлайн-лекция для студентов НГЛУ
9 ноября 2024 года для студентов Нижегородского государственного лингвистического университета в рамках сотрудничества Нижегородской епархии и вузов Нижегородской области в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания прошла онлайн-лекция «История русской религиозной философии» (часть 1).
Куратор Приокского благочиния по миссионерской работе Строганов Дмитрий рассказал студентам-лингвистам о зарождении русской религиозной философии, о влиянии Византии и античного наследия в целом, о Константине (Кирилле) Философе, Иоанне Дамаскине – как систематизаторе восточного богословия, о первом произведении русской философской мыли: “Слове о законе и благодати” митрополита Иллариона (XI в.).
Влияние паламизма и исихазма на формирование идеологии московской Руси, что такое “политический исихазм” и кто его ввел, о связях и преемственности Византии и Руси, возрождении неоплатонической традиции христианского богословия в русской эмиграции XX века и прочем.
Следующий блок был посвящен философии Григория Сковороды: его жизни, особенностям духовного развития, 33 диалогам, учении о Софии (Премудрости Божьей), учению русско-украинского философа о трех мирах, его отношении к Библии и другим интеллектуальным нюансам, таким как рецепция философии Григория Саввича в поэзии символизма и не только.
Далее речь шла о XIX веке – “веке просвещения” и романтизма, оба этих явления повлияли на русскую религиозность и философию, о масонстве, как о явлении духовности русского дворянства, о кружке “любомудров” 1820 годов, его публикационной деятельности и даже о том откуда в русском языке появилось слово “лодырь”, как пишет о масонах А.С. Пушкин, кто такие “архивные юноши” из “Евгения Онегина” и конечно о мощном влиянии Оптиной пустыни ну духовную жизнь николаевской России.
О спорах славянофилов и западников, причем здесь Гегель? О концепции культурно-исторических типов и ее “естественных” началах. О философии “всеединства” Владимира Соловьева, его “софиологии” и множестве других феноменов и явлений религиозно-философской картины того времени.
Лекция сопровождалась не только цитатами из “классиков философии нашего Отечества”, но и стихами, А. Пушкина, А. Жемчужникова, Б. Алмазова, В. Соловьева, А. Белого и прочих наших “философов жизни” – русских поэтов.